troyan-horse

Мирт (Myrtle) — символ любви и красоты. О мирте говорится в священных писаниях, мирт обладает целительной силой, мирт красив, во время цветения мирт наполняет воздух великолепным и целебным ароматом. Мирт - растение богов.

На слабом утре дней златых
Певца ты осенила,
Венком из миртов молодых
Чело его покрыла.

А.С. Пушкин

Мирт (Mirtus) — Символ любви и красоты

Всё началось со знаменитого пира богов на свадьбе Пелея и Фетиды, родителей Ахилла (знаменитого героя, о котором мы ещё расскажем). Богиня раздора подбросила на стол яблоко с надписью „Прекраснейшей“ и три богини — воительница Афина, царица богов Гера и богиня мудрости Афродита — поспорили между собой за право получить его. Повелитель богов Зевс отказался быть судьёй в этом споре, и поручил разрешить спор Парису, сыну троянского царя. Смутился Парис. Смотрит он на богинь и не может решить, которая из них прекраснее. Тогда каждая из богинь стала убеждать юношу отдать яблоко ей: Гера обещает Парису власть над миром, Афина — победы и лавры великого воина. Но когда Афродита предложила Парису в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену, Парис, не раздумывая, отдал яблоко ей. Обиженные Гера и Афина возненавидели Париса, а вместе с ним Трою и всех её жителей. Гера ненавидела и Елену, которая была дочерью Зевса и земной царицы Леды. Пылая ненавистью могущественные богини задумали всех погубить.

Поэмы гомера

В поэмах "Илиада" и "Одиссея", выдающийся поэт древности Гомер повествует, что Елена была женой спартанского царя Менелая. Её похищение и послужило поводом к войне с Троей. Призвав на помощь царей греческих государств, Менелай и его брат Агамемнон с большим флотом отплыли к берегам Трои. В течение 10 лет греки осаждали город Троя. Многие герои сложили головы у стен Трои. Погиб даже непобедимый Ахиллес. Когда-то в детстве его мать — морская богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила своего Ахиллеса в священные воды Стикса. Только пятка, за которую держала сына богиня, осталась уязвимой. Как это ни пыталась скрыть Фетида, ничто не укроется от богов, любящих интриги, сплетни и всевозможные тайны. И вот богиня Афродита явилась Парису во сне и поведала ему о слабой точке Ахиллеса. На следующий день Парис метко попал стрелой в пятку своему противнику и сразил великого война. Так появилось выражение "ахиллесова пята", т. е. уязвимое место.

Десять лет продолжалась осада города, но Троя оставалась неприступной. Тогда богиня Афина явилась во сне одному из вождей, Одиссею, и подсказала ему военную хитрость. Следуя её плану, греки, под руководством мастера Эпея, сделали огромного коня и поставили его перед Троей. Затем осаждающие сняли осаду города, и отплыли на своих кораблях. Проснувшись утром троянцы не поверили своим глазам — осада снята и враг отплыл. Остался только деревянный конь, с надписью: „В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине“.

Троя издавна славилась своими конями. В „Иллиаде“ троянцев называют „укротителями коней“. Торговцы конями съезжались сюда со всех концов света. Однако прекрасные кони были и причиной частых набегов на город и оказались той слабостью, которая их погубила. Разумеется, великолепная деревянная скульптура не могла оставить троянцев равнодушными и, по решению царя Приама, конь был внесен в город. Эта ошибка оказалась роковой.

С приходом ночи коварный замысел греков был приведён в исполнение. Сидевшие в коне вооруженные греки выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена, разграблена и разрушена Троя. С тех пор, выражение „троянский конь” мы употребляем тогда, когда хотим сказать о подарке с подвохом. Но вернёмся от разыгравшейся драмы к спору богинь, с которого началась вся эта история.

После победы в споре, Афродиту стали называть богиней „любви и красоты”. Согласно легенде мирт был любимым растением греческой богини Афродиты (у римлян Венеры) и миртовый венок всегда венчал её голову. Поэтому мирт также стал символом „любви и красоты”. Вокруг храмов Афродиты люди выращивали опьяняющие своим ароматом прелестные миртовые рощи. Веточками из мирта нередко украшали свадебный наряд, а миртовым венком венчали головы невест. Это должно было символизировать чистоту и непорочность. Такие венки украшали головы всех молодых юношей и девушек, участников празднеств в честь богини, происходивших в апреле.

Венок из мирта всегда присутствует на изображениях Венеры в картинах художников эпохи возрождения. В XVI веке венецианский художник Тициан, создал картину „Любовь земная и небесная”. В середине картины маленький игривый Амур мутит воду в колодце. Одна из девушек в сцене роскошно одета и держит в руке сосуд, наполненный золотом и драгоценными камнями, который символизирует эфемерное земное счастье. Вторая девушка, нагая, увенчанная венком из мирта, олицетворяет богиню Венеру и держит сосуд с огнём, символизирующим огненные страсти и небесное блаженство.

Упоминается мирт в Библии. Ветви мирта использовались для украшения храмов во время праздников. На фресках Ипатьевского монастыря изображена сцена, когда Христос преподносит миртовый букет Богоматери. Мирт служил символом надежды. Говорят, что после всемирного потопа ковчег Ноя пристал к горе Арарат, и Ной оттуда голубя с миртовой ветвью, возвещая миру о начале возрождения.

Однажды английская королева Виктория (1819-1901) посадила у себя в садах веточку мирта, взятую из свадебного букета своей дочери, выходившей замуж за германского императора. Веточка разрослась и вскоре превратилась в большой миртовый куст. С тех пор, в день бракосочетания своих детей и внуков, королева Виктория всегда срывала с этого куста одну веточку мирта и добавляла его к букету. Хороший обычай превратился в традицию, и ветка мирта стала обязательной при бракосочетании лиц королевской крови.

Мирт символизировал юность и красоту. Прибалтийские народы украшали невесту даже двумя миртовыми венками. Большой венок надевался поверх фаты, а под него надевался малый, служивший символом невинности. Если женщина выходила замуж во второй раз, то ей запрещалось надевать маленький венок.