Вторник 6 июня 2023

Мы собираемся заняться изучением Рафаэля, которому досталось больше всего похвал, самого замечательного и, несомненно, самого любимого из всех художников мира. Когда все эти прекрасные слова можно по справедливости произнести в адрес одного человека, нам, естественно, не терпится приступить к детальному изучению его жизненного пути и его произведений, и мы, конечно же, делаем это с удовольствием.

Оглавление

  1. Рождение Рафаэля
  2. В студии Перуджино
  3. Флоренция
  4. Рим встречает нового гения
  5. Сикстинская капелла и 10 картонов
  6. Новые времена
  7. Мадонны Рафаэля
  8. Сиксинская Мадонна
  9. Её он покорил

raphael santi
Рафаэль Санти

Часто, исследуя жизнь великих людей, мы вынуждены опустить некоторые события, которые, по меньшей мере, не делают им чести. Это было не так в случае с Рафаэлем. Он был наделён всеми восхитительными качествами, и его гений был таким многогранным, что, если мы и считаем его прежде всего художником, мы не должны забывать, что он также вырезал статуи, писал стихи, играл на музыкальных инструментах и планировал великолепные здания.

Рафаэль был так дорог своим ученикам, что после того, как он стал знаменитым, он всегда появлялся на улице в сопровождении восторженной толпы этих учеников, готовых выполнять любой его приказ или защищать его искусство от всех возможных нападок со стороны злобных критиков. Он жил в то время, когда художники испытывали жестокую зависть друг к другу, тем не менее, куда бы он ни шёл, гармония, как чудный ангел, шла, невидимая, рядом с ним, превращая любое общество, в которое он входил, в обиталище мира и доброй воли. И это замечательно, что такой сильный, привлекательный человек носил имя главного из архангелов, Рафаэля, имя, прекрасное по своему звучанию и всегда говорящее о красоте и очаровании.

Рождение Рафаэля

Urbino
Урбино, Италия

urbinoНа улицах Урбино, Италия

Казалось, что всё заранее готовилось к рождению этого уникального характера. Дело даже не только в том, что его родители были идеальными людьми, любящими всё самое хорошее в жизни и постоянно думающими о том, как наилучшим образом вырастить маленького сына, которого послал им Бог. Сама страна, где он родился, была приспособлена к тому, чтобы дать дальнейшее развитие таким прекрасным качествам его натуры, как приветливость и доброта.

Уэбмо, место рождения Рафаэля, это отделённое от внешнего мира горное поселение, которое стоит на скале, на восточном склоне Апеннин, прямо на восток от Флоренции. Оно находится в округе, известном как Умбрия, в той его части, где восхищённому взгляду открываются отлогие холмы — пейзаж, который в более поздние годы художник любил рисовать в качестве фона для своих самых красивых Мадонн. Здесь люди были закрыты от страстей, присущих торговым городам. Они медленнее принимали всё новое, чем население прибрежных городов, где жизнь людей основана на обмене товарами, вместе с которыми, как сопровождающее явление, приходят новые обычая. Обитатели вели простую религиозную жизнь. Мы должны также помнить, что не более чем в пятидесяти милях отсюда находилась деревня Ассизи, где жил и трудился святой Франциск, самый праведный из всех людей, и где после его смерти в память о нём была построена церковь.

И по сей день благоговейный трепет охватывает каждого, кто сюда приезжает. Неудивительно, что во времена Рафаэля, когда это чувство было свежим и сильным, оно придавало оттенок набожности и святости работам всех художников Умбрии. Благодаря этим двум обстоятельствам — уединённому расположению местности и влиянию святого Франциска Ассизского— и возникло то, что теперь называется Умбрийской школой рисования. Все художники, принадлежавшие к этой школе, создавали картины прекрасные и проникнутые высоким религиозным чувством.Однажды апрельским утром 1483 года в доме Джованни Санти, художника, и его жены Марджии появился маленький мальчик, так же, как появляются миллионы мальчиков и девочек, как радость и благословение. Отец и мать были очень горды своим маленьким сыном и, возможно, чувствуя, что им было послано не совсем обыкновенное дитя, они дали ему имя Рафаэль, считая, что оно послужит хорошим предзнаменованием.

Giovanni santi madonna col bambino e due angeli
Мардждия с сыном Рафаэлем. Джованни Санти

Если мы посетим в Урбино тот дом, где родился Рафаэль, нам обязательно покажут выцветшую фреску Мадонны с ребёнком, написанную Джованни, и скажут, что это Марджия с сыном Рафаэлем.

С первых лет жизни о ребёнке хорошо заботились и уделяли ему много внимания. Когда ему было всего восемь лет, его любящая мать умерла, и забота о сыне легла на отца. В должное время отец привёл в дом мачеху. Она оказалась доброй женщиной и заботилась о красивом мальчике так, как будто это был её собственный ребёнок. Позже, когда отец умер, оставив мальчика Рафаэля и его маленькую сводную сестру, никто не проявлял большую заботу о правах мальчика, чем его мачеха. Вдвоём, вместе с его дядей, они мудро вели его дела.

Мы не располагаем записью о том, что, подобно Тициану, маленький Рафаэль собирал цветочный нектар и рисовал им картины из своих детских фантазий, но мы знаем наверняка, что он очень рано стал интересоваться студией своего отца и постоянно приходил туда, чтобы помочь. Однако мы должны помнить, что когда в те времена мальчик, пожелавший научиться рисовать, приходил в студию мастера, это не означало, что он сразу возьмётся за краски, кисти и холст. Вместо этого он обычно долго прислуживал в учениках: он подметал пол в студии, чистил кисти, растирал краски и выполнял другие простые обязанности. Помощь Рафаэля своему отцу, очевидно, тоже в основном заключалась в выполнении этих скромных дел. Мы можем, тем не менее, предположить, что любящий отец не заставлял сына работать весь день напролёт, и что можно было с удовольствием побродить по роще, раскинувшейся неподалёку, и что немало букетов цветов было собрано для мамы, которая ждала его дома. Были также счастливые часы, когда отец с сыном вместе читали книги поэзии, в которых повествования о любви и рыцарских поединках были самыми интересными частями. И ещё, мы уверены, были другие счастливые часы, когда, вместе настроив свои инструменты, они проводили время, наслаждаясь нежными звуками музыкальной речи.

Это действительно было счастливое детство, вполне подходящее для идеальной жизни. Между тем мальчик рос сильным и становился всё красивее. Тёмные волосы легко спадали на плечи, мечтательность придавала глазам глубину — он, казалось, предчувствует глубокую печаль: его отец, такой преданный, настоящий образец для подражания, умер, когда его мальчику было всего одиннадцать лет. Нас охватывает чувство жалости при мысли о том, как он хотел бы пожить ещё и увидеть по крайней мере одну великую картину, нарисованную сыном. Мы с легкостью можем представить себе улыбку радости «при первом мазке, который превзошёл всё, что он мог сделать».

В студии Перуджино

Opisanie kartiny petro perudzhino madonna 1
Мадонна, художник Пьетро Перуджино

Что делать с мальчиком после смерти отца — это был важный вопрос, разрешить который предстояло мачехе и дяде. Они приняли своё решение, проявив при этом изрядную мудрость. Сейчас, до Рафаэля, величайшим из всех умбрийских художников был маленький чудаковатый, скупой человек по имени Перуджино, который в то время имел студию в Перудже, умбрийском городке, расположенном на некотором расстоянии от Урбино. Хотя это был человек дурной наружности и низменного нрава, его безошибочное чутьё помогало ему рисовать Мадонн с глазами, полными нежности, и безупречных святых на фоне изящных пейзажей. Люди не любили этого человека, но не могли не видеть красоту его искусства, поэтому его студия всегда была полна народу. Сюда и послали мальчика Рафаэля, и когда Перуджино заметил парнишку и некоторые из его работ, он сказал: «Пусть он будет моим учеником; вскоре он станет моим учителем». Насколько мы знаем, мальчик оставался в этой студии девять лет, с 1495 по1504 год.

Рафаэлю в высшей степени импонировал стиль рисования Перуджино. Рафаэль от природы был восприимчив ко всему новому и легко всему учился. Это его стремление подражать, да вдобавок его восхищение картинами Перуджино привели к тому, что его первые работы в студии были очень похожи на работы мастера. Действительно, почти невозможно отличить некоторые из его ранних картин от картин его учителя. Расскажем об одной из них. Она называется «Обручение богоматери», и вам придётся пойти в галерею Брера в Милане, чтобы увидеть её.

Легенда повествует о прекрасной Марии, у которой было много почитателей. Все они были влюблены в неё и мечтали жениться на ней. В этом и заключалась вся сложность, поэтому всем поклонникам было предложено положить рядом по одной ветке, на которой нет ни листьев, ни цветов, и оставить их на ночь. Тот молодой человек, чья ветка наутро расцветёт, и получит Марию в жёны. Мы можем представить себе волнение всех влюблённых в Марию юношей, с каким они ожидали наступления рассвета, но результат опечалил всех, кроме одного. Утром следующего дня все ветки, исключая одну, лежали тёмные, грубые и голые, но эта была жива, на ней были нежные почки и цветы, и воздух был напоён тонким ароматом. Это была ветка Джозефа, и он был счастлив, что прекрасная Мария стала его невестой. Это первая из наиболее значительных картин Рафаэля. На ней мы видим бракосочетание Марии, которое происходит перед ступенями храма. Разочарованные влюблённые, которым судьба не улыбнулась, тоже присутствуют на картине, и один из них даже проявляет свой гнев тем, что ломает свою голую ветку уже в тот момент, когда идёт обряд бракосочетания.

perujino and raphael
Слева картина Перуджино, справа Рафаэля

Первая и последняя работы великого человека всегда представляют особый интерес, и вот почему я так подробно рассказываю вам об этой картине. Вам будет ещё более интересно узнать о последней картине Рафаэля, «Воскрешение».

siena
Сиена (Италия)

В студии у Рафаэля появилось много друзей. С одним из них он поехал в Сиену. Рафаэль должен был рисовать фрески, товарищ ассистировал. Вы, конечно, знаете, что фрески — это картины, нарисованные на сырой штукатурке; краска застывает и высыхает вместе с извёсткой.

Разговор в студии часто шёл об искусстве и художниках, и вряд ли можно сомневаться в том, что прекрасный город Флоренция нередко становился предметом оживлённой беседы. Вспомните о том, чем была Флоренция в те времена, и какое волнение испытывал любой художник при одном упоминании этого имени. Прекрасная, как цветок, с её мраморными дворцами, удивительными церквями, с её напоминающей лилию колокольной башней! Какое очарование добавлялось ко всему этому, когда в стенах этого города рисовал Леонардо да Винчи, высекал свои статуи Микельанджело, читал проповеди Савонарола. В ранние года ученичества Рафаэля голос проповедника умолк, но всё же «неописуемая левая рука» да Винчи продолжала рисовать, и куски мрамора разлетались в стороны от долота Микеланджело по мере того, как Давид появлялся во всём своём величии под его ударами.

Флоренция

florence
Флоренция (Италия)

Для Рафаэля, с его любовью ко всему прекрасному, с его жаждой учиться, Флоренция олицетворяла тех, кого он давно и страстно желал увидеть. Наконец его мечта исполнилась. Одна благородная женщина из Урбино дала ему письмо, адресованное правителю Флоренции, в котором она выражала надежду, что молодому художнику будет позволено увидеть все художественные сокровища города. Первый день 1505 года приветствовал Рафаэля во Флоренции, в центре изобразительных искусств Италии.

the granduca madonna
Мадонна Грандука, худ. Раэфаль Санти

Микеланджело и да Винчи только что закончили свои этюды фресок для городской ратуши, ”Купание солдат” (The Bathing Soldiers), ”Битва штандартов” (The Battle of the Standard), и они были выставлены на всеобщее обозрение. Их изучала вся Флоренция, и мы можем быть уверены, что в этой толчее Рафаэль был восторженным участником. Пока он находился здесь, он нарисовал несколько картин. Среди них была ”Мадонна эрцгерцога” (Madonna), самая простая из всех его Мадонн: просто приятная молодая мать с ребёнком в руках. Она и сейчас находится во Флоренции, и сегодня, так же, как и тогда, люди смотрят на неё и говорят, что эрцгерцог, который повсюду возил с собой эту жемчужину, знал толк в прекрасном.

В этот раз Рафаэль недолго оставался во Флоренции, он скоро вернулся в Перуджу. Его следующий приезд во Флоренцию был более продолжительным. В эти годы, с 1506 по 1508 год, он написал многие из своих самых известных картин. Изучая работы Рафаэля, вы никогда не должны терять интерес к прекрасной Мадонне; говорят, что он нарисовал их сотню, так ему нравилась эта тема, и так удачно он показывал ребёнка Иисуса и его прелестную мать. Некоторые из его лучших Мадонн принадлежат как раз к этому периоду. Давайте взглянем на нескольких из них.

madonna of the goldfinch
Мадонна со щеглом, худ. Рафаэль Санти

На одной из них, которая называется ”Мадонна со щеглом”(«Madonna of the Goldfinch»), изображена сидящая Мадонна с ребёнком Иисусом у её коленей и маленьким Иоанном, дающим ему щегла, которого он нежно ласкает. Взгляд Мадонны опущен; лицо у неё утончённое, округлое, какие всегда вызывают умиление, и мальчики — это настоящие живые дети, всегда готовые на шалости.

the madonna in the meadow
Мадонна на лугу, худ. Рафаэль Санти

На другой картине, которая называется ”Мадонна на лугу” (”The Madonna of the Medow”). На переднем плане изображена Дева с двумя играющими подле неё детьми; фоном служат нежные линии отлогих холмов.

la belle jardiniere
Прелестная садовница, худ. Рафаэль Санти

Мы также не должны забывать о принадлежащей к этому периоду прекрасной Мадонне в саду (”Madonna of the Garden”), которая сейчас висит в Лувре, картинной галерее Парижа. Как и все его величайшие Мадонны, Дева и дети отличаются необыкновенной красотой. Это законченное произведение искусства, написанное в таком нежном, трогательном стиле, что для того, чтобы увидеть эту исключительную цветовую гамму, вы можете с лёгкостью представить себе, как она неуловимо тает в свечении великолепного заката.

Когда мы говорим об умении Рафаэля работать с цветом, очевидно, будет интересно привлечь ваше внимание к одному замечательному факту, касающемуся его живописных полотен. Он кладёт краску на холст таким тонким слоем, что иногда мы можем проследить за линиями наброска, идущими под верхним слоем, тем не менее, его краски остаются такими чистыми и прекрасными, что он считается одним из величайших мастеров цвета в мире. В следующий раз, когда вы увидите картину, написанную масляными красками, обратите внимание, насколько толстым, или, наоборот, тонким слоем положена краска, и затем вспомните то, что мы рассказали вам о рафаэлевском методе наложения красок.

Рим встречает нового гения

И вот, в то время, когда Рафаэль рисовал своих круглолицых Мадонн, которые стоят, потупив взор, и брал уроки мастерства у великих флорентийцев, к нему пришла удивительная слава. Он был вызван в Рим самим Папой, и ему были предоставлены помещения Ватикана, которые он мог оформить так, как он пожелает.

pope julius 2
Папа Юлий II, худ. Рафаэль Санти

Папой в то время был Юлий, и он был необыкновенно интересным человеком. Он был воином, который провёл много лет, отвоёвывая земли и города для церкви. Когда пришёл мир, он не переставал делать всё, чтобы возвысить церковь, поэтому всякий раз, когда до него доходила молва о хорошем архитекторе, художнике или скульпторе, он сразу приглашал их в Рим, чтобы те могли создавать свои великие произведения во славу церкви. Микеланджело уже приступил к работе над великолепным надгробием для него. Браманте, родственник Рафаэля, трудился не покладая рук, чтобы сделать церковь Святого Петра самой красивой церковью в мире. Теперь молодой Рафаэль должен был и дальше превращать в произведения искусства здания, принадлежащие церкви.

Юлий не претендовал на звание художника или учёного, однако он оказывал покровительство людям искусства: он всячески поддерживал художников и литераторов. Рассказывают, что когда Микеланджело создавал статую Папы для города Болоньи, художник предложил Юлию вложить книгу в протянутую левую руку, на что Папа резко возразил, почти в гневе: «Какую книгу? Скорее, меч — я не читатель!»

В предыдущие годы Флоренция представлялась нашему художнику самым красивым городом на свете, она поражала его своим великолепием, но теперь, в 1708 году, находясь в «вечном городе», он испытывал больше благоговейного трепета, чем когда он впервые узрел красоты на реке Арно. Здесь судебные палаты Юлия, величественные и мощные, вместе с такими произведениями искусства, как Святой Пётр, находящийся на стадии строительства, были всего лишь частью тех чудес, которые здесь можно было увидеть. Вдобавок ко всему этому, повсюду были разбросаны остатки древнего Рима: здесь ряд колонн — всё, что осталось от грандиозного храма, там разбитая статуя какого-то бога или богини, давно уже наполовину скрытая от взгляда; и вся земля вокруг настолько полна этих сокровищ, что надо лишь немного покопать, чтобы найти какое-нибудь спрятанное произведение искусства. Жители Рима также вполне осознавали тот факт, что они не только живут в удивительном настоящем, но что жизнь их таким же образом проходит в присутствии ещё более удивительного прошлого. Нам бы очень хотелось, чтобы вы, размышляя над этим, взяли фотографию римского Форума и обратили внимание на группы колонн, его триумфальные арки, его полуразрушенные стены. Тогда вы, несомненно, в полной мере сумеете ощутить, что чувствовал Рафаэль, когда он ходил по этому городу, наполненному историческими руинами.

logia in vatican
Лоджия в Ватикане. Рафаэль Санти

Папа сердечно принял молодого художника и сразу наделил его большими полномочиями, поручив ему разукрасить фресками три большие комнаты, или залы, в Ватикане. Вдобавок к этому, Рафаэль должен был оформить галерею, или коридор, который называется ”лоджия”, ведущий в эти помещения с лестницы. Расписыванием этих стен Рафаэль и его ученики в основном и занимались в течение всего остатка его короткой жизни. Были использованы многие религиозные и исторические темы помимо тех, которые Рафаэль придумал сам, как, например, сюжет, в котором он представляет Поэзию в виде горы Парнас, населённой всеми великими поэтами прошлого и своего настоящего. В этих комнатах мы видим некоторые из его лучших работ. Каждый год тысячи людей приезжают, чтобы увидеть эти картины, которые приводят их в восторг, и уезжают, очарованные Рафаэлем и его работами.

В лоджии находятся его живописные изображения, известные под собирательным названием «Библия Рафаэля». Из пятидесяти пяти картин в тринадцати сводчатых нишах этого коридора на всех полотнах, кроме четырёх, изображены сцены из Ветхого Завета. Остальные взяты из Нового завета. Несмотря на то, что над созданием этих фресок много работали и его ученики-ассистенты, они очень красивы и всегда будут высоко цениться среди произведений искусства того времени.

Мадонны Рафаэля

Произведения Рафаэля кажутся почти совершенными даже с самого начала его творчества, тем не менее, он всегда учился, стараясь постичь тайны великих работ других художников и сделать ещё более совершенными свои. Возможно, это и есть наилучший урок, который мы можем взять из его интеллектуальной жизни — урок никогда не иссякающего стремления учиться и усваивать новое. Он страстно интересовался развалинами Рима, и мы знаем, как глубоко и тщательно он их исследовал. Это становится совершенно очевидным, когда мы смотрим на Мадонн его римского периода. В них есть сила и мощь, которая вызывает в нас высокие мысли, что не так ярко выражено в его картинах флорентийского периода.

The Madonna of the Fish
Мадонна с рыбой, худ. Рафаэль Санти

”Мадонна с рыбой” (The Madonna of the Fish) — одна из самых красивых этого времени. У этой картины длинная и необычная история. Происхождение картины следующее. Она была написана для капеллы в Неаполе, где слепые молились, чтобы бог подарил им зрение, и где, как говорится в легенде, бог часто чудесным образом слышал их молитвы и отвечал на них. Богоматерь, намного старше, чем рафаэлевские девы ранних лет, сидит на троне с ещё более прекрасным ребёнком на руках. Всё внимание ребёнка приковано к невыразимо прекрасному архангелу Рафаилу (Raphael), который несёт маленького Тобиаса с его рыбкой к трону Девы; её он будет просить об исцелении своего слепого отца. На другой стороне он указывает на отрывок в книге, которую держит преподобный Святой Иероним (St Jerome); прекрасный результат достигается на контрастности молодости и почтенного возраста. Подобно человеческому существу, заслуживающему внимания, история этой картины была полна событий. Картина была украдена из Неаполя и увезена в Мадрид, а потом, во время французских войн, вывезена в Париж. Затем её вновь вернули в музей Прадо в Мадриде, и там и в наши дни мы можем видеть этот праздник неземной красоты. В своей картине божественный художник показал, что его пониманию доступно сердце матери и любовь сына, и что он может по достоинству оценить величие возраста и небесную красоту ангелов.

Madonna Di Foligno
Мадонна Фолиньо, худ. Рафаэль Санти

Едва ли менее прекрасна ”Мадонна Фолиньо” (Madonna di Foligno), названная так потому, что вдалеке, под радугой, в центральной части картины виден город Фолиньо. В верхней части, окружённую головами ангелов, мы видим Мадонну, протягивающую нам своего ребёнка. Ниже находятся сцена, о которой мы уже упоминали — портрет жертвователя картины, несколько святых и прекрасный мальчик-ангел. Последний держит дощечку, на которой будет написано послание: дело в том, что это одна из картин, принадлежащих к большому классу картин, которые в итальянском изобразительном искусстве носят название (сделанный по обету) приношений — т.е. картина, преподнесённая в дар церкви одним человеком в обмен на какое-либо избавление или спасение. В случае данного избавления жертвователь чудесным образом избавлялся от поражения стрелой молнии.

В этом коротком наброске у нас есть немного времени, чтобы упомянуть лишь о некоторых из великих картин Рафаэля, но мы верим, что вы заинтересуетесь картинами Рафаэля настолько, что постараетесь узнать и о других картинах великого мастера. Есть много интересных книг о Рафаэле, в которых вы можете найти описание всех его картин, а на форуме РОЗМАРИ можно побеседовать картинах и об искусстве Рафаэля.

Что касается других живописных полотен, Рафаэль написал много прекрасных портретов. Великолепное сходство с самим Юлием передано с таким искусством,

The Voyage of Galatea Rapahel Santi
Галатея, худ. Рафаэль Санти

что можно не удивляться тому, что, умело поставленная и освещённая, эта картина часто обманывала друзей Папы: они думали, что это сам, живой, Папа.

Портреты — это не единственное отступление нашего художника от его любимых Мадонн и исторических тем. Мы видим, что он также был увлечён мифологией. Из этого увлечения появилась «Галатея» (Galatea), которую он нарисовал для одного состоятельного человека благородного происхождения из своего окружения. На этой картине Галатея плывёт по морю в своей лодке-раковине, которую несут дельфины. Она созерцает небеса и, кажется, не замечает нимф, резвящихся вокруг неё.

Говоря об использовании Рафаэлем мифологических тем, хотя и не вполне придерживаясь хронологии, мы можем здесь упомянуть о его фресках, иллюстрирующих историю Купидона и Психеи, нарисованных на стенах и потолке во дворце этого человека, во дворце Чиджи (Chigi). Наброски для этих картин были сделаны Рафаэлем, но большинство картин были выполнены его учениками. Когда мы изучаем эти картины радостей и горестей прекрасной пары, нам, конечно, интересно, но мы сожалеем, что наш ангел-художник пожелал, хоть и на короткое время, отойти от своих настоящих сюжетов, религиозных. Нам хочется сказать следующее:

Cupid and the three Graces Raphael
Купидон и три Грации

«Пусть те, кто не может постичь глубины религиозного чувства так, как мог Рафаэль, рисуют для нас мифы и мирские истории, но давайте освободим нашего художника от этих приземлённых картин и оставим ему только святое».

Новые времена

Raphael Pope Leo X with Cardinal Giulio de Medici and Luigi dde Rossi
Папа Лео X с двумя кардиналами, худ. Рафаэль Санти

В 1513 году великий Юлий умер, и Лео Х (Leo X), член знаменитой флорентийской семьи Медичи, занял его место. Работа по оформлению Ватикана была в самом разгаре, в законченном состоянии была лишь половина картин. На некоторое время не было определённости в том, какое решение примет Лео Х по поводу продолжения это дорогостоящей работы. Несмотря на то, что новому Папе не хватало энергии Юлия, Лео продолжил политику Папы-воина в отношении живописных работ. Итак, Рафаэль мог спокойно продолжать работать, получая время от времени достойное вознаграждение.

В течение жизни Лео власть церкви опустилась до низкого уровня, тем не менее, художник ангелов в Ватикане продолжал безмятежно создавать и рисовать свои чудесные произведения.

”Св. Сесилия” — написанная примерно в то время, когда умер Юлий. Создана она была для богатой женщины из Болоньи, которая заказала картину для украшения выстроенной ею капеллы Св. Сесилии, покровительницы музыки. Женщина рассказала, что у неё было видение. Ангелы сказали ей, что она должна это сделать, и она выполнила их просьбу. Когда картина была закончена, Рафаэль послал её своему хорошему старому другу Франческо Франча, художнику в Болонье. Рассказывают, что Франча, увидев восхитительное совершенство картины, умер от отчаяния, почувствовав, как плохо он рисует в сравнении с Рафаэлем. Правдива эта история или нет, несомненно то, что жители Болоньи были в восторге, когда к ним прибыла эта картина, и они торжествовали и упивались гордостью оттого, что они обладают видением Св. Сесилии. Эту картину и сейчас можно увидеть в Болонье, где она сохраняет всё великолепие красок, слегка смягчённых прошедшими годами.

Cecilia Raphael
Сесилия, худ. Рафаэль Санти

Вот как описывал эту картину Анненков, видевший картинную Рафаэля в Болонской Академии: ”В Болонской академии любовались мы произведениями Караччи, Доминикино и "Избиением младенцев" Гвидо-Рени, этого щеголя, который говорил, что он имеет сотню манеров заставить женщину смотреть на небо в картине. Это слово всего лучше поясняет самую школу. Тут же стоит удивительная "Сесилия" Рафаэля, которая от всех этих умных произведений отделяется, как вдохновение от работы. Удивительное чудо! Св. Сесилия, заслушавшись хора ангелов, выпускает из рук трубки органа. Кругом ее Павел апостол, Иоанн евангелист, Августин и Мария-Магдалина. Выражение божественного восторга на поднятой голове её, конечно, вещь, потерянная для, художников нашего века. ”

Несмотря на то, что наше внимание главным образом обращено к фигуре св. Сесилии, другие личности тоже представляют интерес, в особенности св. Павел, опирающийся на свой обнажённый меч. Его массивная голова и нахмуренные брови показывают человека, который занят самым благородным из всех человеческих дел — он думает. Великолепный контраст ему составляет ещё более прекрасный св. Иоанн, воплощение юности и любви.

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА И 10 КАРТОНОВ РАФАЭЛЯ

Veduta della cappella sistina dai giardini vaticani
Сикстинская капелла

Сикстинская капелла — это самое красивое здание в Ватикане, в 1508 году она представляла собой домовую церковь римских пап. Её стены были покрыты самыми изысканными фресками. Её потолок, выполненный творящей чудеса рукой Микеланджело, был чудом. Папа Римский Лев X, желая добавить ещё больше красоты, поручил Рафаэлю написать 10 картонов, по которым далее будут вытканы гобелены. Гобелены должны были быть повешены под живописными полотнами нижнего яруса. Вы, конечно, знаете, что картоны — это рисунки на больших листах бумаги, которые предваряют работу над фресками и гобеленами. Картоны служат набросками, которые затем наносятся на сырую штукатурку или на декоративную ткань.

Sistine Chapel building
Сикстинская капелла

Рафаэль отобрал десять сюжетов из Деяний апостолов и создал картоны. Его наброски были приняты и приведены в соответствие с требованиями Питера ван Альста, мастера по гобеленам, мастерская которого находилась в Брюсселе. Этюды были разрезаны на полосы, так, чтобы их было удобнее использовать. В 1518 году большие гобелены были вытканы из шёлка, шерсти и золота, и доставлены в Рим, где всех привели в восторг. Картоны остались в Брюсселе, и несколько европейских монархов, включая Генриха VIII Английского, позднее заказали себе копии гобеленов, которые были сделаны с брюссельских картонов Рафаэля.

В 1527 году Рим был отдан на разграбление солдатам-варварам, и многие из его сокровищ были увезены. Среди таких вещей оказались и эти гобелены. Они были проданы, а затем вновь украдены евреями, которые хотели отделить золото, и придумали, каким способом это сделать — сжечь гобелены. Они так и сделали: опробовали этот способ на одном гобелене — сожгли его. Но увидев, что количество золота ничтожно мало, они поняли, что дело того не стоит. Вот почему остальные гобелены, по счастью, избежали этой печальной участи: они были проданы генуэзскому купцу. В конце концов они были найдены и возвращены в Ватикан, хотя и в плачевном состоянии: краски полиняли и поблёкли.

Raphael The Miraculous Draft of Fishes Google Art Project
На рыбалке, худ. Рафаэль Санти

Тем временем об этюдах забыли, и три из них были утеряны. Фламандский художник, Рубенс, случайно натолкнулся на оставшиеся гобелены и посоветовал королю Англии Карлу купить их для своего дворца в Уайтхолле. В 1623 Карл, в то время — Принц Уэлский, купил картоны и перевез их в Англию, чтобы также иметь собственный набор гобеленов, который соткали на мануфактуре гобеленов Мортлейке. С тех пор картоны Рафаэля остаются в Англии; картоны соединены в одно полотно, аккуратнейшим образом наклеены на плотную основу и выставлены в музее Южного Кенсингтона в Лондоне.

Мы не должны забывать, что все эти годы, пока Рафаэль создавал эти замечательные этюды и картины, работа в палатах Ватикана не прекращались, дело двигалось вперёд. Да, он действительно был деловым человеком!

The Madonna of the Chair Raphael
Мадонна в кресле

Вероятно, наиболее известная из Мадонн Рафаэля — это ”Мадонна в кресле” (Madonna Della Sedia). Такое название она получила потому, что мать бога сидит в кресле. Рассказывают удивительную историю о том, как была написана эта картина. Рассказ примерно таков. Много лет назад в тихой долине в Италии жил отшельник. Он пользовался большой любовью всех жителей окрестных поселений, потому что он учил их и помогал им в болезнях и невзгодах. Его хижина стояла под дубом-великаном, чьи ветви спасали его от летнего зноя и пронизывающего зимнего ветра. Ветви дерева, беспрестанно двигаясь, издавали лёгкий шорох, и казалось, что дерево разговаривает с ним, поэтому он говорил, что у него два сердечных друга, один, который умеет говорить, а второй немой. Под тем, кто умеет говорить, он подразумевал дочь виноградаря, жившего неподалёку, которая была очень добра к нему. Говоря о немом друге, он имел в виду своё пристанище-дуб.

И вот однажды, зимой, поднялась сильная буря, и в тот момент, когда отшельник понял, что его хижина больше не сможет противостоять порывам ветра, и он может погибнуть, ему показалось, что его немой друг подзывает его к себе, показывая, что надо спрятаться среди его ветвей. Собрав последние крохи, он вошёл в дерево, и здесь его жизнь, как и жизнь нескольких сотен спрятавшихся здесь птиц, была спасена, хотя хижина его была разрушена. Как раз тогда, когда он думал, что умрёт от голода, Мария, дочь виноградаря, пришла узнать, как дела у друга, и отвести его к себе домой. После этого набожный отшельник, Бернардо, стал молиться о том, чтобы бог каким-то образом прославил его двух друзей.

Время шло. Отшельник умер, старый дуб срубили и сделали из него бочки для вина, прелестная Мария вышла замуж и стала матерью двух мальчиков. Однажды, когда она сидела со своими детьми, мимо проходил молодой человек. Глаза его горели, и самого его можно было принять за поэта или художника, перед глазами которого стоит небесное видение. Случайно взгляд его упал на молодую мать с её двумя детьми. Художник, а это был Рафаэль, замер в созерцании: он узрел своё видение во плоти и крови. Но у него был только карандаш. На чём ему нарисовать эту прекрасную группу? Он схватил чистую крышку с ближайшей винной бочки и набросал на ней несколько штрихов. Затем он пошёл домой и наполнил свой рисунок самыми прелестными красками; с тех пор весь мир числится у него в должниках за то, что он подарил миру своё небесное видение. Так молитва отшельника была услышана. Он прославил двух своих друзей навеки.

Raphael Bibiena and Marie Jean Auguste Ingres
Увековечил своих друзей

Другие почести, помимо тех, какие шли ему от его картин, посыпались на Рафаэля дождём. Теперь он был богат, и кардинал Бибиена предложил ему в жёны свою племянницу Марию. В те времена считалось особой честью породниться брачным союзом с высоким церковным сановником, но Рафаэль имел более высокую награду, и поэтому, не желая оскорбить кардинала, он принял это предложение, но откладывал свадьбу до тех пор, пока Мария не умерла. Его сердце не лежало к этим узам, потому что многие годы он любил простую, но прекрасную девушку, Маргариту, которая, вероятно, послужила моделью и образом некоторых из его самых нежных Мадонн.

Говоря о почестях, воздаваемых Рафаэлю, мы не должны забывать о том, что Папа назначил его главным архитектором св. Петра после смерти Браманте. Ему также было поручено делать чертежи строений древнего города Рима для того, чтобы раскопки велись осознанно, с пониманием дела.

СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

”Сикстинская Мадонна” – величайшая картина в мире!

The Sistine Madonna Raphael 001
Сикстинская мадонна, худ. Рафаэль Санти

При описании каждой Мадонны, о которой мы говорили, мы свободно использовали слова «чудесная, великолепная, прекрасная», но есть ещё одна, которая больше, чем все остальные, заслуживает всех этих хвалебных отзывов, и многих других в придачу. Это ”Сикстинская Мадонна” в картинной галерее Дрездена. Это была последняя картина, написанная от начала до конца собственно рукой Рафаэля. Картина должна была служить в качестве хоругви для монахов церкви св. Сикста (St. Sixtus) в Пьяценте, но её использовали в качестве запрестольного образа на алтаре. В 1754 году курфюрст Саксонии купил её за 40000 долларов, и она была привезена в Дрезден с большой пышностью и помпой. Люди, которые знают толк, в картинах, обычно соглашаются, что это величайшая картина в мире.

The Sistine Madonna Raphael
Невозможно оторвать чарующий взгляд

Давайте взглянем на некоторые из тех вещей, которые она нам несёт — никто никогда не расскажет вам всего, так как по мере того, как идут годы и ваша жизнь обогащается радостями и отягчается горестями, вы будете находить всё более в этой божественной картине, и чувствовать больше, чем вы видите. Две зелёные занавески раздвинуты в стороны, и там, сходящая с облаков, Богоматерь в полный рост, несущая миру Дитя Бога. Это гораздо больше, чем мать с ребёнком, потому что вы замечаете взгляд Мадонны: в неясных контурах будущего она различает тёмные силы приближающейся кавалерии и славу воскрешения. И ребёнок, которого она держит — это не просто обыкновенный ребёнок. Он смотрит выше этого мира и заглядывает в вечность, и Его судьба не будет повторением судьбы обычного человека — по крайней мере, мы ощущаем всё это, когда смотрим как зачарованные на эту чудесную фигуру на фоне облаков и в окружении множества голов ангелов. Св. Сикст и мученица Варвара также стоят на небесах — на земле этого не увидишь. Св. Сикст очевидно осведомлён о великой тайне, старик полон обожания мирного и счастливого. Святая Варвара на другой стороне картины, очаровательна своею красотою: великость того явления, которого она свидетель, дала и её стану какое-то разительно величие. Но красота Варвары человеческая, именно потому, что на нём уже есть выражение понятное — она в глубоком размышлении; она глядит на одного из ангелов, с котором будто делится таинством мысли. также является свидетелем великого явления, дающего её стану ослеплена видением и, поражённая, отводит в сторону своё прелестное лицо. Изображение двух ангелочков — последнее прикосновение любви к такому чуду, как эта изумительная картина, если слово картина здесь вообще уместно.

angels
Ангелочки на картине Сикстинская Мадонна

Говорят, что картина была закончена сначала без этих ангелов, и добавлены они были позже, когда Рафаэль увидел, как два мальчика, положив руки на балюстраду, неотрывно смотрят на его картину.

Для этой картины в дрезденской галерее выделена отдельная комната, где самые несерьёзные забывают о болтовне, а вдумчивые люди сидят часами в молчаливом созерцании, околдованные волшебными чарами этой картины. Один человек выразился так: «Я мог бы проводить один час в течение многих лет, глядя на эту картину, и в последний день последнего года открыть в ней новые прекрасные черты, и снова, как в первый раз, испытать чувство радости».

The Transfiguration
Воскрешение, худ. Рафаэль Санти

В Риме можно было наблюдать интересное явление. Люди спорили о том. Кто из великих художников лучше: Анджело или Рафаэль? Мнения разделились. Кардинал де Медичи заказал две картины для собора в Нарбонне (Cathedral of Narbonne) во Франции, одну Рафаэлю, а другую Себастьяну Пьомбо (Sebastian Piombo), любимому ученику Анджело. Люди знали, что Анджело никогда не будет открыто соревноваться с Рафаэлем, но они также были уверены в том, что он будет ассистировать своему ученику. Сюжет, выбранный Рафаэлем, был «Воскрешение» (The Transfiguration). Но неожиданно, даже раньше, чем это последнее поручение было выполнено, волшебная рука была остановлена смертью. Картина, хотя она и была закончена учениками Рафаэля, это величайшее произведение. Спускающийся Господь представляет наибольший интерес в верхней, небесной части, в то время как отец со своим одержимым сыном притягивает к себе наше внимание в нижней, земной части. На похоронах эта картина висела в изголовье умершего художника, вокруг гроба стояли убитые горем

друзья.

ЕЁ ОН ПОКОРИЛ

Её он покорил и заставил трепетать!

the transfiguration 002
Воскрешение, худ. Рафаэль Санти

Рафаэль умер внезапно в день своего рождения в 1520 году, от лихорадки, подхваченной им, когда он исследовал руины Рима. Он сразу понял, что его болезнь смертельная, и немедленно начал отдавать распоряжения в отношении принадлежащего ему имущества. Свои произведения искусства он передал своим ученикам, свой дворец он подарил кардиналу Бибиене, остальное имущество он распределил между своими родственниками, не забыв и свою возлюбленную, Маргариту. Он был похоронен с почестями в Пантеоне в Риме, рядом с Марией Бибиеной.

В течение многих лет в академии св. Луки в Риме на всеобщее обозрение был выставлен так называемый череп Рафаэля. В 1833 году несколько учёных объявили, что они не верят, что это череп художника. Они убедили власти, что надо открыть могилу, чтобы убедиться в этом, Через пять дней аккуратного раскапывания добрались до гроба. После того, как крышку открыли, оказалось, что скелет художника находится там полностью, никем не тронутый. Много дней он был открыт для обзора. Скелет можно было увидеть сверху через стеклянную крышку. Был сделан слепок правой руки и черепа, а затем с пышными церемониями художник был похоронен во второй раз.

Много было упоминаний о том, как красив был сам Рафаэль. Ему было всего тридцать семь лет, когда он умер, и возраст так никогда и не испортил его ангельской красоты.

Он жил в своём дворце как принц, а когда он куда-нибудь шёл, его сопровождал эскорт преданных последователей. Его друзьями были принцы и прелаты, художники и поэты, в то время как простые люди любили его за добрый нрав.

Если судить в соответствии с моральными стандартами того времени, его репутация безупречна, он ничем не запятнал себя. Редко когда в одном человеке хорошие качества соединяются с многогранностью гения в такой мере, как это было в случае с Рафаэлем. Природа сполна наградила его всеми этими чертами. Неудивительно, что его друзьям принадлежат слова, которые высечены на его могильном надгробии: «This is that Raphael by whom, Nature feared to be conquered while he lived, and to die when he died». Здесь покоится тот Рафаэль. Природа была в страхе, что он превзойдёт её при жизни, и что она умрёт вместе с ним. Qui grace Raffaello, dal quale la temette mentre era vivo di essere vinta; ma or ache e' morto teme di morire. Здесь покоится Рафаэль, наделённый божественным даром, покоривший Природу при жизни, и заставивший трепетать её после своей смерти.